2022 год объявлен Годом культурного наследия народов России.
#деньродногоязыка2022
Уважаемые родители, учащиеся! В рамках проведения Регионального мероприятия «День родного языка», приуроченного к Международному дню родного языка (21 февраля), мы предлагаем Вашему вниманию проект «Народы Самарской области». Сегодня мы расскажем о русских.
Самоназвание – русские, (устар. – великороссы). Традиционная религия – православие. Этнографические группы — северная, южная и средняя, есть поморы, полехи, мещера, сибиряки, семейские, казачество.
Этногенез и история заселения Самарской области
Формирование русского населения Самарского края происходило в XVI-XIX веках за счет переселения русских из других мест. Первые постоянные селения появились после строительства в 1586 году крепости Самара. Процесс заселения оседлым населением завершился к середине XIX века. Это отразилось в факте создания заволжской Самарской губернии (1851), получившей статус «внутренняя губерния Империи». К этому времени Самарское Поволжье представляло собой многонациональный регион, где большинство населения составляли русские, регионально представлявшие «зеркало России». Кроме них, здесь проживали татары, мордва, чуваши, башкиры, украинцы и другие народы.
Типы жилья
Основным типом жилой постройки у русских Самарского края являлась деревянная срубная изба с подпольем. Каркас такого жилища собирался из бревен, сложенных в четырехугольные горизонтальные венцы и скрепленных различными способами. Наиболее распространенным является общерусский тип внутренней планировки жилища: большая русская печь располагалась в углу при входе, а ее устье было обращено к передней стене дома с окнами как основному источнику света. По диагонали от печи устраивался передний — красный — угол, в котором вешались иконы — образа. В переднем углу стоял большой стол, вдоль стен располагались широкие лавки. У печи, над входом, почти пол-избы занимали полати. Пространство за печью — бабий угол — отгораживалось занавеской или деревянной перегородкой.
Национальная кухня
С русской кухней традиционно ассоциируются такие блюда, как каши, щи, пельмени, блины, пирожки, квас, окрошка, ржаной хлеб и другие. Из-за обычая соблюдать посты стол делился на скоромный и постный. Пекли также сдобный хлеб — каравай и другие изделия: курник, оладьи, блины, хворост, левашники, перепичи, орешки. Традиционной русской приправой и молочным продуктом является сметана.
Национальный костюм
Главным элементом северорусского комплекса русского народного костюма является сарафан в сочетании с рубахой, головным убором и «душегреей» — короткой нагрудной одеждой. Особенностью южнорусского комплекса русского народного костюма являлась понёва — набедренная одежда, надеваемая поверх рубахи.
Основным элементом женского костюма на протяжении XIX века оставалась длинная рубаха. Характерной деталью русского женского костюма был фартук — запон.
На рубеже XIX-XX веков типичной одеждой русских женщин становится «парочка», состоящая из юбки и кофты. В этом выражалось сходство костюма жителей села и города. Обязательным элементом женского костюма являлись головные уборы, ношение которых различалось по возрасту. Обувью в середине XIX века являлись лапти.
Мужская одежда, по сравнению с женской, однообразна. Ее основными элементами были рубаха и штаны — нательные и выходные одновременно.
Праздники и обряды
Особенность праздничной культуры русского населения состояла в том, что после утверждения христианства на Руси церковные праздники, приуроченные к определенным дням и временам года, постепенно переплелись с дохристианскими обычаями и обрядами.
Праздники делились на зимние, весенние, летние и осенние. Кульминацией зимних праздников были Святки, продолжавшиеся от Рождества до Крещения. Праздником проводов зимы и встречи весны является Масленица.
После завершения Великого поста начинался главный православный праздник — Светлое Воскресение Христово или Пасха. Весенний цикл обрядов и праздников заканчивался Троицей, знаменовавший собой переход к лету.
Среди летних календарных праздников отмечали Ивана Купалу в день летнего солнцестояния (7 июля). Осенний цикл обрядов характеризовался престольными праздниками. Основной порой свадеб в Самарском Поволжье была осень. На период с Покрова дня до Филиппова поста (28 ноября) приходилось наибольшее количество бракосочетаний.
На Самарской Луке свадьбы играли чаще зимой, когда Волга «заковывалась» в лед — с Крещения до Великого поста.
Традиционное хозяйство и промыслы
Основными системами землепользования в Самарской губернии являлись трехполье, преобладавшее в северной и северо-восточной частях губернии, и переложная система, распространенная в южной ее части. Основными культурами являлись рожь, пшеница, овес, греча, просо, ячмень, горох, а также лен и конопля (для изготовления одежды). Озимые поля в северной части губернии засевались обычно рожью, а яровые — овсом и гречей. На юге губернии пшеница являлась преобладающей культурой. Разведение скота было развито преимущественно в южной части губернии, где было много свободных степных земель. На приусадебных участках сажали капусту, редьку, морковь, огурцы, картофель, подсолнечник, бобы, тыкву, дыни и арбузы. Изобилие лугов и перелесков на территории губернии благоприятствовало разведению пчел.
В русских селениях Самарской губернии повсеместно были распространены производство льняной пряжи и ткани, портняжный промысел, изготовление изделий из лыка и коры. Также, было развито изготовление телег, повозок, дуг, колес, кузнечное, бондарное, гончарное и скорняжное дело, вязание и плетение платков, шарфов, рукавиц, чулок, ковров и кушаков, плетение домашней утвари из лозы и лаптей из лыка.
Подробнее на портале «Все мы – Россия» в разделе «Народы Самарской области» https://www.samddn.ru/dom-druzhby-narodov/narody-samarskoy-oblasti/russkie/